Китайцы в Баргузине в XIX веке
Исторически в Баргузине бок о бок живут различные народы непохожих культур: буряты, русские, евреи и даже китайцы. Информация о появлении в Баргузине китайцев, которую удалось найти, очень скудна и требует дополнений. Однако ясно, что китайские семьи появлялись в селе в разные моменты его истории и в силу разных причин. По доступным источникам мы можем судить о пребывании целых общин китайцев на данной территории уже во второй половине XIX века. По всей видимости, Баргузин привлекал своим статусом одного из центров золотопромышленности, а также относительной близостью к Великому чайному пути, ведущему из Кяхты. Поэтому неудивительно, что основным занятием китайцев в этих местах, как и составлявших им конкуренцию евреев, была торговля, однако не всегда правомерная — большинство упоминаний о китайцах в то время носит отрицательный характер.
Из иностранцев на приисках Баргузинской тайги упоминаются китайцы1 и очень немного корейцев. «Не находя работы на приисках или находя такую убыточной, китайцы организуют особые хищнические артели […] из Баргузина отправлялись летучие отряды для разгона «хищников», их разгоняли, а постройки их сжигали, при этом отмечается, что данным артелям потворствуют сами золотопромышленники, принимающие у них золото и снабжающие их необходимыми припасами».2
Бреславская Т.с., филиппова т.с. история баргузина: от острога к городу (1648-1927). – иркутск: Оттиск, 2019. – с.90
Кроме того, в книге Т.С. Бреславской сообщается о денежном конфликте русских крестьян с китайским купцом, а также о прошении 1883 г. о воспрещении евреям и китайцам торговать по улусам бурят до срока учрежденных ярмарок3. К прошению был приложен именной список некоторых торгующих евреев и фамилии пяти русских купцов, однако имена китайских торговцев указаны не были.
В конечном итоге было дано объявление Баргузинского окружного полицейского управления, что все торгующие должны будут предъявлять в Степную думу торговые документы на предмет записи их в установленную книгу. Возможно, данное действие властей возымело некоторый эффект на купцов-евреев, они уже не так активно торговали в бурятских улусах, однако освобожденная ниша пустовала недолго, ее заняли китайские торговцы.
Бреславская Т.с., филиппова т.с. история баргузина: от острога к городу (1648-1927). – иркутск: Оттиск, 2019. – с.159-160.
Вторая волна переселения китайцев в Баргузин произошла в 1940-е годы, вероятнее всего из-за переезда иностранцев из крупных городов в ближайшие села в связи с началом Великой Отечественной Войны. Дети переселенцев из Китая, ныне живущее в Баргузине, являются по большей части потомками переселенцев именно этой волны.
Переселение китайских семей в 1940-х гг.
В 1942 году шестеро китайцев, друживших между собой, переехали из Улан-Удэ в Баргузин, где жили родственники Ван Сяна, одного из шестерых друзей. Другие пять юношей, Ши Ру Лян, Ли Цяй, Таран, Ви Чин Шун и Сан Ман Джи, переехали в село по предложению товарища, и основали там семьи, потомки которых до сих пор живут в Баргузине. По словам Альбины Георгиевны Башаровой, этот переезд был связан с запретом на проживание иностранцев в крупных советских городах во время Великой Отечественной войны, однако официальный запрет касался стратегически важных столиц республик, поэтому точную причину переезда в Баргузин, как и появления китайцев в Улан-Удэ, предстоит уточнить.
Семья Сан Ман Джи
Сан Ман Джи родился в провинции Шандун, Китай, в 1905 году, но большую часть жизни прожил в СССР, куда переехал в молодости. Он поселился в Улан-Удэ, где познакомился с Агафьей Петровной Башаровой, русской девушкой, работавшей няней. Пара поженилась, и в 1932 у них родился сын Анатолий, а впоследствии ещё трое сыновей и дочь: Виктор, Геннадий, Владимир и Людмила. Все они звались Башаровы, так как после свадьбы Сан Ман Джи взял себе фамилию жены.

С началом войны, в 1941 году, уже прожив некоторое время в Улан-Удэ, семья была вынуждена переехать в один из районов, предложенных иностранцам местными властями. Договорившись с друзьями из Китая, которые в то время также проживали в Улан-Удэ, Сан Ман Джи с женой и детьми переехал в село Баргузин. После переезда китайские семьи начали жить общиной, купили небольшие дома рядом друг с другом, выращивали все на одном общем огороде, вместе держали скот. Даже открыли несколько домашних лавок, где продавали свой урожай и молочные продукты.
Тут жили Ван Сяны и Ши Ру Лян, ну и с ними держали огороды, на дому продавали, ихна была китайская община, трое или четверо китайцев, у кого русская жена, у кого метиска, всё растили, продавали.
Альбина георгиевна башарова (невестка сан ман джи)
Старший сын, Анатолий, в юности работал на пищекомбинате, где в 1956 году познакомился с уроженкой Баргузина Альбиной Георгиевной Кондаковой, на которой спустя год женился. Вскоре открылось Баргузинское АТП (автотранспортное предприятие), и супруги перешли работать туда, Анатолий стал водителем автобусов, а Альбина начала работать в билетной кассе. У них родилось двое детей: сын Александр, который погиб после службы в армии, и дочь Лариса, и сейчас живущая в Баргузине в доме своего дедушки Сан Ман Джи.

Сейчас семья Сан Мад Джи очень разрослась и практически утратила связь со своими китайскими корнями. Ни народные традиции, ни семейные домашние лавки не дошли до наших дней, однако сохраняется память, любовь и глубокое уважение к своим предкам.
Китайская кухня
Несмотря на то, что многие традиции почти не дошли до наших дней, потомки китайских семей стараются возродить некоторые из них по своим воспоминаниям. Внучка Сан Ман Джи Лариса Анатольевна Толстихина вспоминает, как в детстве дедушка со своими друзьями готовил жареную китайскую зелень с мясом, буузы (традиционные бурятские пельмени), из остатков теста от которых лепили и жарили колобочки, а также картошку по-китайски.
Делали ещё картошку по-китайски: мясо мелко-мелко режется, как соломка, оно обжаривается на растительном масле, с луком там, а картошку тоже мелко соломкой нарежут. Папа тоже потом делал, я так не могу. И её просто кипятком зальют, она постоит, два раза кипятком зальют, чтобы крахмал весь вышел, и она как будто полусырая получается. И потом смешивают её с мясом, в дуршлаге, отцедишь её, она перемешается, настоится, и с уксусом, маленечко туда уксуса — такая вкуснятина.
лариса анатольевна толстихина (внучка Сан ман Джи)
- Чтобы скрыть добытое золото, иногда китайцы делали из него посуду и покрывали ее слоем сажи, дабы при обысках не лишиться драгоценного металла. ↩︎
- Вопросы колонизации: сборник статей / ред. Г.Ф. Чиркина и Н.А. Гаврилова. – СПб. – 1910. – №6. – С. 246. ↩︎
- Бреславская Т.С., Филиппова Т.С. История Баргузина: от острога к городу (1648-1927). – Иркутск: Оттиск, 2019. – С. 159-160. ↩︎