краеведческий альманах

Уездный банк

Объект культуры регионального значения

с. Баргузин, ул. Красноармейская, д. 57

Одно из самых примечательных исторических зданий Баргузина именуют «Уездный банк» – так оно обозначено на картах и под таким названием зарегистрировано в проекте «Открытое агентство» Росимущества1. Название не вполне точное: исторически, в здании размещалось не кредитное учреждение, а Уездное казначейство. А когда в 1926 году в доме действительно разместили отделение Государственного банка, нынешний Баргузинский район именовали уже не «уездом», а «аймаком» – так называли в те годы территориальные единицы Бурятской АССР. Не случайно при постановке на государственный учет было использовано иное название объекта: «Здание государственного банка».

Однако казначейство и Госбанк были не первыми владельцами этого интересного дома.

Дом Черных

По воспоминаниям жителей, здание первоначально принадлежало купеческому семейству Черных. В некоторых источниках можно прочесть, что тут проживали три брата Черных: Иван Иванович, Константин Иванович и Николай Иванович со своими семьями2. Это вызывает определенные сомнения: дом не выглядит достаточно большим, чтобы вместить три зажиточных купеческих семьи. Более вероятной выглядит версия, что в доме жила семья одного из братьев – Ивана Ивановича Черных.

Семья Черных владела рыбным промыслом на Байкале, купцы торговали пушниной, занимались золотодобычей и потому имели положение в обществе и немалый капитал. Братья Черных вложили средства в строительство каменной Спасо-Преображенскую церковь в Баргузине, совместно с купцом А.А.Цивилевым содержали приходское училище, в 1838 г. построили первую в Баргузине «колесчатую водяную» мельницу на реке Гремячей.

Члены семьи тесно общались с декабристами Вильгельмом и Михаилом Кюхельбекерами, даже совместно крестили детей.

На ночь от 28 на 29 июля родился у меня сын. Ему имя Михайло, крестили его 30 июля. Восприемниками были Брат с девицею Юлианой Ярыгиной и Удинский исправник Николай Семенович Шевелев с купеческою женою Анною Егоровною Черных.

В. К. Кюхельбекер. Дневниковая запись 1839 г.

Особенно сблизились братья Кюхельбекеры с Иваном Ивановичем Черных, человеком образованным, имевшим хорошую библиотеку. По всей, вероятности, именно Иван Иванович и был заказчиком строительства этого дома, первого в Баргузине жилого здания «европейской» архитектуры. Точную дату строительства назвать невозможно, одни источники упоминают 1834 г., другие – 1857 г. В «Исторической справке об объекте культурного наследия» па сайте Правительства Бурятии упомянуто, что дом возведен «по одному из проектов второго альбома «Собрания фасадов Его Императорского Величества Высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи» (1809-1812 гг.)»3. На самом деле, фасад дома не повторяет в точности ни один из проектов «Собрания…»4, хотя там можно найти несколько проектов схожей компоновки: небольшое здание с мезонином в три окна.

Проект № 33 из «Собрания фасадов Его Императорского Величества Высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи»

Более заметным является сходство здания с домом купца Mитpoфaна Kyзьмича Курбатова в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ). Известно, что Иван Черных и Митрофан Курбатов были компаньонами: так, они на паях построили первый на территории Бурятии мыловаренный, а также стекольный заводы. Нельзя не предположить, что партнеры по бизнесу воспользовались услугами одного и того же зодчего для постойки своих жилищ.

Дом Курбатова в Улан-Удэ на старом фото. Ныне здание перестроено.

Во владении Бутлицких

Со второй половины XIX в. в Баргузине осела значительная группа ссыльных евреев, второй по численности (после русских) этнической группы в сибирской ссылке. Их число достигало до 30% населения села. Среди прибывших сюда на поселение был Герш Бутлицкий, который был в 1845 г. сослан в Читкан (село в 15 км. от Баргузина) из-за хозяйственного конфликта в г. Гродно. Отбыв срок ссылки, он обосновался в Баргузине. Интересно, что престарелый отец Герша получил высочайшее разрешение на возвращение своего сына назад в Гродно, что было очень редким случаем. Однако Герш, которого в России звали Георгий Иосифович, уже бывший купцом II гильдии, долго откладывал возвращение, а после смерти отца и вовсе попросил оставить его в Сибири.

В переписи 1879 г. за Гершем Бутлицким числится 4 дома. Во владение его семьи попадает и бывший дом Черных. В начале XX века его хозяйкой была Эссе (Эся) Вениаминовна Бутлицкая, урожденная Гаскина, жена внука Герша – Иосифа Исаевича. В 1908 году хозяйка дома сдала здание в аренду Забайкальской Казенной Палате для размещения в нем Баргузинского Уездного Казначейства.

Эся Вениаминовна Бутлицкая. последняя владелица здания до его национализации.

Уездное казначейство

В договоре аренды особо отмечалось, что дом сдается в наем «с каменной кладовой под домом». Именно эта кладовая и заинтересовала чиновников казначейства: она был приспособлена под хранилище казенных ценностей.

Главными функциями уездных казначейств были сбор и хранение государственных доходов, передвижение денежных сумм из одного казначейства в другое, или в государственный банк. Также они торговали гербовой бумагой, марками, а с конца XIX века предоставляли и некоторые банковские услуги – возможно, оттого в народе и сложилось представление о казначействе как о «уездном банке».

Здание оказалось вполне удобным для деятельности казначейства: в 1914 году договор об аренде был продлен еще на 5 лет, до 1919 года. Однако в 1917 году советская власть упразднила казначейства, передав их функции Народному банку.

Отделение Государственного банка

После революции дом «гражданки Э. В. Бутлицкой» был национализирован. Наркомат финансов образованной в 1923 году Бурят-Монгольской АССР в 1926 году констатировал, что в республике «находятся три более или менее значительные приходнорасходные кассы: в Верхнеудинске, Троицкосавске и Баргузине». В переписке чиновники отмечали, что здание в Баргузине так хорошо оборудовано для целей кассы, что найти новое помещение будет крайне сложно, и просили передать дом в ведение Наркомата. В итоге в бывшем доме Черных открывается отделение Государственного банка, которое продолжало работу вплоть до 1987 года.

Архитектура

Тип дома с мезонином, фронтон которого поддерживают колонны, проходящие через два этажа, был широко распростране в эпоху классицизма. Однако достаточно редким приемом было добавление к этой схеме балкона, примыкавшего к колоннам изнутри. Из сохранившихся в Центральной России зданий можно упомянуть разве что дом Глуховского в Санкт-Петербурге.

Дом Глуховского

Интересной особенностью здания являются боковые ромбовидные окна мезонина: если фасад выдержан в достаточно строгой классицистической манере, боковые стены украшены такими чуждыми классицизму, но весьма оригинальными проемами. Любопытно смотрятся и звездообразные цветы, украшающие фризы наличников – их происхождение связано, скорее, с народным деревянным зодчеством.

В целом здание, безусловно, представляет интереснейший пример провинциальной архитектуры XIX века, имеющий мало аналогов к востоку от Байкала.

Современное состояние здания

В 1987 году здание было передано в ведение отдела культуры Баргузинского района. В 1996 году оно поставлено на государственную охрану как «Здание государственного банка середины XIX в.»5. Состояние объекта в этом документе указано как «удовлетоврительное», хотя на сайте Росимущества ныне указано «Техническое состояние: Неудовлетворительное».

В особо плохом состоянии находятся деревянные детали: краска во многих местах облезла, ряд деталей поврежден. Печально видеть в таком состоянии одно из наиболее исторически и архитектурно значимых зданий села, которое могло бы стать его важнейшим туристическим объектом.

Здание уездного банка в 2025 году и вариант его реконструкции.

  1. https://rosim.gov.ru/activities/increase_transparency/wood/objects/356917 ↩︎
  2. Мой отчий край – долина Баргузина : к 100-летию Баргузинского района / редактор-составитель О. Б. Дамдинжапова ; фотографы: С. Тарасенко [и др.]. – Улан-Удэ : Номад, 2023 (Иркутск : «Принт Лайн»). ↩︎
  3. Историческая справка на объект культурного наследия регионального значения «Здание государственного банка» / Автономное учреждение
    Республики Бурятия «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» – Улан-Удэ, 2024 – https://egov-buryatia.ru/agip/activities/directions/komitet-gosudarstvennoy-okhrany-obektov-kulturnogo-naslediya/populyarizatsiya-okn/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf  ↩︎
  4. Собрание фасадов, Его Императорским Величеством Высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. 1809—1812 года. Части І—V. — С.-Петербург, 1809—1812 ↩︎
  5. Постановление Правительства Республики Бурятия № 242 от 09.07.1996 https://docs.cntd.ru/document/446262753 ↩︎

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *