краеведческий альманах
Эвенкийский этнокультурный фестиваль «Больдёр»
Эвенкийский этнокультурный фестиваль «Больдёр»

Эвенкийский этнокультурный фестиваль «Больдёр»

Каждые два года в Бурятии устраивают празднество, посвящeнное народу эвенков, — Больдёр (в переводе с эвенкийского «встреча»). Изначально Больдёр — важный эвенкийский праздник, завершающий сезон охоты, являющийся точкой отсчета нового года. На одноименный фестиваль из разных районов Бурятии и других регионов России съезжаются многочисленные рода эвенков. Они встречаются для общения и сохранения традиций. Значимая часть мероприятия — это выступление танцевальных и вокальных народных коллективов, оцениваемых жюри конкурса. Также в ходе Больдёра своим мастерством делятся мастерицы-рукодельницы. Национальные костюмы, эвенкийская народная музыка, песни, игры-состязания и ритуалы с участием шамана — всё это ключевые аспекты культуры эвенков, представленные на фестивале.

По традиции встречи проходят на природе, в живописном месте. В этом году для проведения был выбран мыс Холодянка Баргузинского района. В следующий раз — в 2027 году — эстафету примет другой район Бурятии, на территории которого проживают эвенки. Каждый желающий сможет посетить праздник, поучаствовать в фестивале и узнать больше об этой уникальной культуре.

Эвенкийский народ

Эвенки (тунгусы) — это народ Восточной Сибири и части Дальнего Востока. Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайских языков. Как все малые народности, эвенки чтят историю каждого из родов. Они были кочевниками, охотниками и оленеводами, освоили большую часть Сибири, что является уникальным явлением для представителей коренных народов. На территории Бурятии эвенки проживают в Закаменском, Северобайкальском, Баргузинском, Муйском, Курумканском и Баунтовском районах, а за пределами республики — в Монголии и на северо-востоке Китая. У эвенков каждой местности есть свои традиционные орнаменты, узоры, рисунки, которые, например, изображались на украшениях, вышивались бисером. Если в украшении больше синего цвета — род проживает около моря или воды, зеленый — около леса, белый — в холодной местности, а вышивка оленя означала обилие свободных троп и дорог. Черно-белое украшение с лапкой гагары во всех родах символизирует дорогу жизни, так как это священная птица эвенков. По легенде гагара лапкой достала кусочек земли со дна океана и в клюве принесла его в «средний мир», в котором и появился человек. Согласно верованиям эвенков, существует три мира: верхний, средний, нижний. В верхнем живут божества, в среднем — люди, а в нижнем обитают души умерших. Основная религия народа — шаманизм, часть эвенков исповедуют тибетский буддизм.

Вне зависимоси от того, живут ли эвенки в больших городах или небольших селах, все представители этого народа стараются сохранить и развить свою культуру и язык. В Улан-Удэ, под руководством Шеметовой Надежды Егоровны, действует эвенкийский детский центр Арун (https://arun-rb.ru/), где учат национальным ремеслам. Кроме того, на базе центра занимается творческий ансамбль «Гулувун», в переводе с эвенского «костер» . Участники ансамбля — носители культуры эвенкийского народа. Они объездили север Бурятии, побывали в Москве и многих других городах и областях России, были в Китайской Народной Республике, выступая с национальными танцами и привлекая интерес зрителей к их народу.

Эвенкийский язык

Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской языковой семье, ареал распространения — Восточная Сибирь, Дальний Восток, север Китая, Монголия. В настоящее время язык является уходящим, но остались семьи, в которых говорят на эвенкийском. Более того, в Бурятии сохранились школы, в которых до сих пор его изучают.

На фестивале Больдёр нам повезло поговорить с Дашиевой Любовью Цыреновной, бывшим преподавателем эвенкийского языка. Любовь Цыреновна закончила Ленинградский педагогический институт в 1983 году и много лет преподавала язык в Дыренской средней общеобразовательной школе.

Язык у нас в советское время, когда я училась, в 69-79 годах, вообще не изучался. В то время была такая политика, что у северных народов язык не преподавался. Его как бы отменили…

Любовь Цыреновна дашиева

Несмотря на то, что в 80-е изучение эвенкийского не приветствовалось, Любови Цыреновне все же удалось стать учителем «родного языка» — эвенкийского, который, в отличие от бурятского, не является государственным. Свою карьеру учителя Любовь Цыреновна закончила в 2017 году, обучив не одно поколение детей. Эвенкийский язык до сих пор изучают и преподают в Дыренской школе, но количество учащихся значительно сократилось.

Семья Дашиевой — коренные жители Бурятии. Среди ее бабушек и дедушек были не только эвенки, но и представители других родственных народов республики. Через поколения передалась легенда об истории ее рода.

Легенда про кузнеца Дайвана

Мама Любови Цыреновны происходила из рода Гольдегер. Существует предание о прародителе рода — кузнеце Дайване и его жене-эвенкийке. Однажды якуты захватили местность, где проживала семья Дайвана, и взяли в плен кузнеца. Якуты заставляли пленника ковать оружие и доспехи для своих воинов. Согласно легенде, жена Дайвана пошла искать мужа. Ей нужно было перебраться через реку с новорожденным ребенком, но с младенцем на руках было невозможно преодолеть это препятствие. Девушке пришлось пожертвовать ребенком. Она сказала: «Если я найду своего мужа, то еще могу родить ребенка, если я сейчас выберу ребенка, то навсегда лишусь своего мужа». Найти и спасти Дайвана эвенкийке удалось.

Тотемным животным рода Гольдёгер является лебедь. По словам Любови Цыреновны, у бурятов есть род Галзууд, который является родственным Гольдёгерам. У Галзуудов тотемное животное тоже лебедь, что может свидетельствовать о связи этих родов.

В настоящее время реализуются проекты по сохранению эвенкийского языка, например, снимаются обучающие мультфильмы и телепередачи, а также продолжается подготовка будущих учителей эвенкийского в Бурятском Государственном Университете.

Эвенкийский народный костюм

У эвенков, в зависимости от района, где они проживали, были свои особенности в костюмах, а также различия в орнаментах и узорах. Например, в Бурятии фартуки1 эвенкийского традиционного костюма должны были быть сшиты прямым кроем и обязательно обрамляться лапкой гагары — из-за символического смысла. Три бусины в узоре означали три мира (верхний, средний и нижний), о которых было упомянуто выше.

Головной убор эвенков — дэрбэк (особая повязка, украшенная геометрическими узорами из бисера, а также полосками кожи). Также бисер использовался для украшения поясов. Традиция использовать бисер для оформления элементов одежды началась в XVII веке, когда из-за активной торговли с русскими он стал популярным предметом обмена. Девушки вечерами сидели и вышивали из бисера, каждый орнамент имел свое значение.

Вместе с этим эвенки носили натазники (особые короткие шорты) и кафтан, который отдаленно напоминал фрак. В свое время его даже называли «тунгусским фраком»: две полы кафтана не закрывались, чтобы был виден нагрудник, расположенный на передней части тела. Нагрудник расшивался бисером, кусочками кожи и шнурами. Кафтан же украшали лоскутами кожи и веревками, чаще всего орнамент был геометрическим: состоял из прямых линий, углов, сочетаний тонких и толстых полос. Все это были символы — обереги от злых духов. Эти полосы прошивались по шву, чтобы злые духи не проникали под одежду. Мех тоже служил оберегом, но имел и практическое значение — задерживал воду.

Зимой эвенки носили специальную обувь — унты2, которые делались из камуса3. Еще были бакари — длинные меховые унты, которые привязывались к поясу веревками. Их также расшивали орнаментами. Часто это были белые и черные элементы, расположенные в шахматном порядке. Черный и белый цвета обозначали день и ночь — это традиционный узор эвенков Бурятии. Абсолютно во всех костюмах разных районов были предметы, которые носили и мужчины, и женщины. Но относительно некоторых элементов все же было разделение на мужское и женское: например, в мужском костюме мыс фартука должен был быть острым, женщины такой никогда не носили. Кроме того, среди традиционных мужских украшений были бусы, каждая бусина надевалась после очередной охоты. На охоте убивали ровно столько животных, сколько было необходимо, чтобы прокормиться. Существовали также различия в том, как эвенки убирали волосы: у девушек-эвенок было принято всегда заплетать две косы. Косы символизировали, что девушка зрелая и готова к замужеству.

Ансамбль «Гулувун»

Ансамблей, которые поют народные песни очень много. Один ансамбль (состоявший из четырех людей) «Гулувун», что в переводе с эвенкийского обозначает «Костер», был на празднике Больдёр. Этот ансамбль сложился на почве того, что все участники являются студентами бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова на кафедре эвенкийской филологии. Участников к этому творчеству привлекла Афанасьева Елизавета Федоровна. Она уже более сорока лет занимается изучением эвенкийской культуры, краеведением, а также владеет эвенкийским языком. Ансамбль достаточно много путешествует с разными песнями. Например, название одной песни в переводе с эвенкийского «Мастерицы». Эта песня про мужчин, которые пошли на охоту, но их всегда дома ждут мастерицы, которые умеют вышивать и выделывать шкуру. Также есть песня «Кумалан» (кумалан – небольшой эвенкийский коврик, который шьют женщины). В песне рассказывается о том, как девушка шьет кумалан и ждет своего любимого. Коврик она шьет в знак своей любви. Недавно ученики кафедры перевели большой куплет из песни «Улану-Уде»: она изначально написана на русском, а перевод был выполнен на эвенкийский. Песни в таких ансамблях появляются благодаря преподавателям или другим обстоятельствам. Песни преимущественно берутся на эвенкийском, но также в репертуаре есть песни и на русском. Тексты таких песен передаются из поколения в поколение. Часто песни пели всей семьей. Например, вечером вся семья соберется и начнет петь: кто-то на аккордеоне играет, кто-то поет. Некоторые песни на разбивали многоголосье, чтобы получалось красивее.

В Баргузине были популярны разные песни. Например: «Славное море – священный Байкал», «Черемшин» и разные другие популярные песни. Песни еще различались по манере пения и по смыслу, часто пели патриотические и лирические песни.

Шаманизм

На празднике Больдёр шаманы играют ключевую роль в связи с духами. Считается, что истоки шаманизма находятся в Сибири и, по мнению многих исследователей, зародился именно у народа эвенков. Шаманизм для эвенков является традиционной религией и самой развитой, а слово «шаман» имеет эвенкийское происхождение. Шаманизм исповедует тесную связь с природой, поэтому шаманы не имели права охотиться, чтобы не нарушать духовное равновесие, и из-за этого зачастую шаманами становились те, кто не мог охотиться по состоянию здоровья. Они являлись посредниками между людьми и миром духов. Шаманы лечили, предсказывали будущее, толковали волю богов, защищали от злых духов и провожали души умерших в иной мир. Этот дар передавался по материнской линии. И даже в наше время некоторые шаманские практики остаются в культуре эвенков.

На Больдёре шаманом выступил Дмитрий Григорьевич Золотарёв, который является эвенком и коренным жителем Усть-Баргузина. Он способен взаимодействовать с потоком энергии и природой. Его ритуал заключает в себе танцы и камлание (горловое пение, игра на бубне). Кроме того, Дмитрий Григорьевич является врачом, членом международной ассоциации шаманов северной Евразии, а также председателем совета круга духовных шаманов.

  1. часть традиционного эвенкийского костюма — передник с вырезом на груди и широкой средней частью ↩︎
  2. меховая обувь на мягкой подошве, распространенная у народов Севера и Сибири ↩︎
  3. плотный мех оленя
    ↩︎

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *