краеведческий альманах
Ирина Николаевна Толстихина. Николай Сергеевич Байкалов
Ирина Николаевна Толстихина. Николай Сергеевич Байкалов

Ирина Николаевна Толстихина. Николай Сергеевич Байкалов

История семьи И. Н. Толстихиной

И. Н. Толстихина. Фото из личного архива

Ирина Николаевна Толстихина родилась в селе Баргузин в 1957 году. Ее родители — приезжие, в Баргузине они оказались перед началом войны. Мать родом из Украины, отец — из Красноярского края. Отец Ирины закончил школу в Баунтовском районе. Затем его семья переехала в Баргузин. Семья матери также перед войной перебралась из Украины в Баргузинский район. Вскоре началась Великая Отечественная война. И дед, и отец Ирины воевали. Дед, Мартыненко Дмитрий Федорович, дошел до Берлина; отец, Спиряков Николай Иванович (воевал под Сталинградом), также прошел всю войну.

Отец и мать И. Н. Толстихиной. Фото из личного архива

Мать Ирины, Спирякова Валентина Дмитриевна, осталась в Баргузине вместе с сестрой и их мамой (бабушкой Ирины), Мартыненко Марией Тимофеевной. Во время войны Мария Тимофеевна работала в типографии курьером и уборщицей, так как была неграмотна. Из-за этого она по незнанию была втянута в незаконную авантюру по печати талонов на хлеб, которого критически не хватало.

И там, в типографии образовалось преступное сообщество. Там же хлеб по талонам был, и они печатали дополнительные лишние талоны, и ее отправляли получать этот хлеб. Она с мешком ходила — она ведь неграмотная была, — а за это ей давали лишнюю булку хлеба. Ну, беда, дают — ну хорошо же! У нее же дети — двое девчонок растут… В итоге, значит, все это дело вскрылось. Их всех арестовали, и бабушку продержали где-то, наверное, около полугода, пока не разобрались, что она не виновата, что она ни при чем… И вот мама рассказывала, как они выживали. Конечно, голодали, было страшно. Пришли с прокуратуры их описывать, а у них ничего нет. Вот такая была в жизни история.

– Ирина Николаевна Толстихина

Детство и юность в Баргузине

Детство Ирины Николаевны прошло в Баргузине. По словам Ирины, ее «карьера» началась со школьных лет. Сначала она была командиром октябрятской «звездочки», потом председателем Совета дружины, затем секретарем Комсомольской организации школы. В юном возрасте Ирина была активисткой. Она посещала большое количество кружков и все перепробовала, везде искала себя. Ходила в музыкальную школу и театральный кружок. В юности выступала в составе агитбригады в театре.

Я же с детства была на сцене. Всегда от школы выдвигали меня выступать. Тогда же принято было: митинг какой-то идет, 9-е мая, 1-е мая, 7-е ноября. И там была целая иерархия: школьник, рабочий, колхозник, руководство с поздравлениями. И я торчу на трибуне, ростом-то невеликая, вот так тут голова (показывает, где заканчивалась трибуна — прим. ред.), и с трибуны торчит вот так бант.

– Ирина Николаевна Толстихина
И. Н. Толстихина на митинге (третья слева за трибуной).
Фото из личного архива

В свободное время после школы дети развлекались разными способами. Например, одним из популярных зимних развлечений было скатываться на портфелях со склона к речке Банной. Однажды произошла такая ситуация:

Случай был, тогда казалось, что это страшная трагедия. Одна девчонка ехала на портфеле, и он у нее так уить! и вылетел. И в прорубь. И мы всем классом бежали к следующей проруби, чтобы там его скараулить, поймать. Вдруг он туда приплывет. Но, конечно, он никуда не приплыл. Он где-то во льду там зацепился. Ну, вот так у нас было, развлечений море.

– Ирина Николаевна Толстихина

А летом катались на велосипедах к горе Шаманской, ходили в походы, в том числе к скале Броневик, и купались в речке.

Начиная с восьмого класса, каждую осень в сентябре школьники выезжали на уборку картошки в совхоз. Он находился в двадцати пяти километрах от Баргузина. На территории совхоза был огромный старый храм, который некоторое время был клубом, но сейчас снова является храмом. Вот в том здании и жили школьники. Готовили на костре, спали на матрасовках, которые набивались сеном. По воспоминаниям Ирины Николаевны, это было очень интересно, похоже на самостоятельную взрослую жизнь, весело. А главное, это объединяло.

И. Н. Толстихина со своей первой учительницей — А. С. Зверьковой. Фото из личного архива

Позже Ирина Николаевна поступила в Бурятский педагогический институт, вышла замуж. Вернулась в Баргузин уже после рождения сына — Байкалова Николая Сергеевича.

Николай Сергеевич Байкалов

Н. С. Байкалов. Фото из личного архива И. Н. Толстихиной

Николай Сергеевич Байкалов родился в 1980 году в Баргузине. Когда ему было два месяца, семья переехала в Улан-Удэ, но через три года Байкаловы вернулись в Баргузин, чтобы быть ближе к родственникам. Николай был единственным ребенком. Ирина Николаевна делится, с какой заботой относилась к сыну:

У меня была такая мысль, что поскольку он один, пусть у него детство будет самое-самое хорошее — чтобы было что запомнить. Неизвестно же, как в будущем жизнь сложится. Я поэтому никогда не жалела ничего на игрушки, а у нас были игрушки здесь на вес золота.

– Ирина Николаевна Толстихина

Ирина год работала заведующей детским садом. Когда получала игрушки для садика, старалась договориться с продавцами, чтобы приобрести какую-то игрушку для своего сына.

Во время учебы в Московском пединституте им. Н. К. Крупской на отделении сурдопедагогики Ирина Николаевна приезжала в Москву. Там она заходила в «Детский мир», где при виде машинок на радиоуправлении, коробок с наборами «доктора» и «парикмахера» просто разбегались глаза. Купленные игрушки она отправляла в Баргузин почтой. Николаю приходили посылки с самыми разнообразными игрушками. Все соседские дети собирались во дворе Николая, чтобы поглазеть на эти редкие вещицы.

Но ребята играли не только с игрушками. Для многих игр все, что было нужно — это воображение:

Мы играли в такую игру: открывали Книгу о вкусной и здоровой пище, листали страницы, где нарисована вкусная еда. И вот так делали: «Ам! Я сосиски съел» (изображает жест, будто «зачерпывает» еду со страницы — прим. ред.). Кто-то перелистывает: «А я клубнику съел!» И вот так дети играли. Смысл игры был — кто наперед съест. Надо было первым этот жест сделать.

– николай сергеевич байкалов

Иллюстрации Симы Носенко

Помимо дефицита игрушек, в Баргузине был еще и дефицит книг. За книгами приходилось «охотиться»: ночевать у книжного магазина.

Помню, мы с мужем у книжного магазина ночевали, чтобы сделать подписку на Библиотеку приключений. Помню, брат пришел, притащил нам тулуп. Я в этот тулуп укуталась, сидела. Но не мы одни там были. Там еще другие были, и мы оказались только третьи в очереди. Пять подписок всего, и там перед нами, например, одна — бронь райкома партии, другая — бронь исполкома, третья — еще какой-нибудь блатной забирает. И когда нам удавалось получить какое-то подписное издание, счастью не было предела.

– Ирина Николаевна толстихина

Несмотря на то, что Ирина Николаевна работала в детском саду, сам Николай никогда в него не ходил. Когда маленький Коля зашел в детский садик и осмотрелся, он попытался спрятаться под мамин белый халат. Потом его отвлекли, мама уже собиралась уходить, как вдруг она услышала фразу: «Мама, ты меня-то забыла!». Она развернулась, — жалко его стало, забрала Колю. Заставить Колю ходить в садик в итоге не получилось. Но благодаря своим двоюродным брату и сестрам он смог социализироваться, и в школе у него проблем не было.

Школьные годы у Николая были насыщенными. Он буквально застал две эпохи: советскую (октябрята и пионерия) и эпоху 90-х — идеологический вакуум.

Главной траекторией развития Баргузинской школы, в которой учился Николай, было экологическое направление. Николай Сергеевич делится воспоминаниями о поездках на Байкал, уборке побережья, о выездах к природным памятникам и их восстановлении.

Помимо экологических занятий Николай также два года посещал художественный кружок в школе искусств: рисовал, участвовал в выставках. А в начальной школе был участником кукольного театра. Труппа гастролировала по детским садам поселка и выступала перед детьми.

В средней школе на замену кукольному театру пришел драмкружок. Ребята выступали с детскими сказками перед дошкольниками и младшеклассниками. Еще при школе был кружок для юнкоров (юных корреспондентов): там ребята занимались журналистикой, учились писать тексты и даже публиковали свои стихи в газете.

Пятиклассник Николай Байкалов (слева вверху) с одноклассниками. Фото из личного архива Л. П. Будунова

Когда Николай Сергеевич учился в старших классах, напротив детской спортшколы возник кружок по ушу. Он вызвал огромный интерес у Николая и его одноклассников:

Это было уже постсоветское время, старые кружки начали распадаться. Приехали сюда… может быть, они были китайцы. Организовали секцию ушу. Мы сроду не видели этого ушу, а тут всей школой, все мальчишки, побежали. Эти люди сами все это хорошо умели делать, показывали мастер-классы. И мы смотрели, как они ногами машут, как они прыгают, взлетают. И вот нас учили этим всем приемам, ну, больше не духовным практикам, а физическим упражнениям. Вот такая физподготовка.

– Николай сергеевич байкалов

Помимо учебы в школе было много разнообразных занятий — не менее важных, чем уроки. Например, уход за школьным огородом. Все дети летом на нем работали, у каждого было назначено время. Составлялся график работы по классам. Первый класс — один день отработка, второй класс — два дня, третий — три дня, и так далее. Когда у учеников было хорошее настроение, они могли провести в саду и на огороде хоть весь день. А если настроения не было, все быстро завершали работу и разбегались по домам.

И вот мы ходили, работали. Это было очень интересно, потому что я в этом школьном огороде впервые увидел, как многие растения растут, потому что не все росло дома. Вот я никогда не видел патиссонов, не представлял, что это и как это едят. А тут увидел патиссоны, увидел кукурузу, как она растет. До этого видел только готовый плод и на картинке, а тут все живьем растет. Мы там пололи, поливали.

– Николай сергеевич байкалов
Н. С. Байкалов с букварем. Фото из личного архива И. Н. Толстихиной

Помимо работы, в саду при школе проходил сбор макулатуры и металлолома. Во время сбора макулатуры многие дети входили в азарт и могли утащить из дома даже хорошие книжки, нужные журналы, подшивки свежих непрочитанных газет или, наоборот, каких-то памятных бумаг.

Потом было обидно, когда мы все это сдадим, взвесим, места присудят, всех похвалят — а эту макулатуру на заднем дворе школы сложат. Ее кто-то из местных властей должен был забрать и увезти куда-то на переработку, и, конечно, никто этого не делал. Это все под дождем мокнет, киснет, гниет, и мы на это смотрим. А нам говорят: «Дети, благодаря вашей макулатуре очередной космический корабль построили, вы очень помогли стране!» А мы видим, что мы совсем стране и не помогли, потому что, наверное, страна во всем этом и не нуждалась

– николай сергеевич байкалов

Николай на протяжении всех школьных лет был круглым отличником. В средней школе у него даже было прозвище «Мозги» — так его прозвали за острый ум. Но он недолюбливал алгебру и геометрию. Тем не менее Николай Сергеевич отучился на золотую медаль и получил аттестат с отличием. Он ожидал получить российскую медаль, но на тот момент в республику российские медали не поступили (а может, их не было вовсе), поэтому медаль Николаю выдали советскую. Она была старого образца: с символикой СССР и надписью «РСФСР».

Интерес к истории

Историком Николай Сергеевич стал не сразу. Сначала его основными школьными интересами были биология и химия. Заинтересовался историей Николай из-за своей учительницы, Татьяны Алексеевны Крыловой. Она внесла огромный вклад в развитие интереса к истории у Николая Сергеевича: готовила его к олимпиадам, оставалась после уроков, чтобы решать задания. Все эти усилия привели к прекрасному результату: в одиннадцатом классе Николай занял первое место на республиканской олимпиаде по истории. О таком событии сразу написали в местных газетах, и победа дала ему право поступить в любой университет без внутренних экзаменов.

Учиться Николай Сергеевич решил в БГУ. Много лет он занимался историей БАМа. Свою тему научного исследования он получил таким образом:

Это было в ВУЗе. Там был профессор, Ефрем Егорович Тармаханов, который на старших курсах предложил нам посетить его научный кружок… Я пришел, и он сказал: «Вот, каждый из вас должен заниматься какой-то темой. Вы подумали, какой темой хотите заниматься?» А я как раз без темы был, и он мне говорит: «Вот ты, Байкалов, будешь заниматься Байкало-Амурской магистралью» И вот так централизованно темы и распределил. Мне тогда эта тема не понравилась… Но потом я нашел в ней какие-то интересные для себя аспекты, связанные как раз с жизнью людей на стройке, с их социальной историей, культурной историей.

– николай сергеевич байкалов

Закончив аспирантуру, Николай Сергеевич устроился работать в свой же ВУЗ, здесь же работает и по сей день. На данный момент Николай Сергеевич — доктор исторических наук, преподает на кафедре истории Бурятии; этом году, в сентябре, будет юбилей — двадцатилетие его преподавания в БГУ.

Баргузин по сей день остается для него важным местом, во многом определившим профессиональный и жизненный путь. Местом, где прошло его детство, где живут родители.

В архивах Леонида Петровича Будунова нашелся школьный реферат Николая Сергеевича о военном подвиге его деда, Н. И. Спирякова, который мы публикуем с разрешения автора.

Избранные научные работы и публикации Н. С. Байкалова по истории БАМа:

  1. Байкало-Амурская магистраль и северные районы Бурятии: от всесоюзной комсомольской стройки к постсоветской деиндустриализации. Н. С. Байкалов, 2021.
  2. Последняя стройка социализма: исторический опыт позднесоветской модернизации районов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Н. С. Байкалов, 2022
  3. Засыпуха, ОРС, бичевоз: главные слова БАМа https://arzamas.academy/materials/1745
  4. «Все, что можно было задействовать, было задействовано» – Коммерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/6679552
  5. Подкаст с Н. С. Байкаловым о БАМе как о феномене комсомольской стройки https://vk.com/wall-212964415_3214

С первыми двумя работами из списка вы можете ознакомиться здесь:

Байкало-Амурская магистраль и северные районы Бурятии: от всесоюзной комсомольской стройки к постсоветской деиндустриализации. Н. С. Байкалов, 2021.
Последняя стройка социализма: исторический опыт позднесоветской модернизации районов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Н. С. Байкалов, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *