Вильгельм Кюхельбекер
По материалам историко-краеведческого музея Баргузинской средней общеобразовательной школы Баргузинского района Республики Бурятия, подготовленным к 180-летию восстания декабристов.
На поселение в Баргузин В.К. Кюхельбекер приехал 20 января 1836 года, после десятилетнего пребывания в различных крепостях Северо-Западной России. 3 августа этого года в письме А.С. Пушкину Вильгельм Карлович писал: «Дышу чистым, свежим воздухом, иду куда хочу, не вижу ни ружей, ни конвоя, не слышу скрипа замков, ни шепота часовых при смене, все это прекрасно, а между тем, – поверишь ли? –порою жалею о своем уединении».

В первом же письме из Баргузина к А.С. Пушкину. В.К. Кюхельбекер пишет о нравах, образе жизни баргузинских жителей, сообщает особенности местной речи. Семейные невзгоды, материальные лишения помешали ему активно продолжать начатые им краеведческие занятия. Но, тем не менее, В.К. Кюхельбекер, видимо, продолжал заниматься сбором этнографических и фольклорных материалов. М.К. Азадовский сообщает, что В.К. Кюхельбекером были написаны очерки о забайкальских и закаменских крестьянах, которые так и назывались «Жители Забайкалья и Закамья» и имели филологический характер. В письме к В.А. Жуковскому. В. К. Кюхельбекер дает список своих произведений и упоминает о написанных им размышлениях об истории и этнографии. Зная обстоятельства его жизни, можно предположить, что частично они были написаны на основе материалов, собранных в Сибири и Забайкалье. Однако почти ни одна его работа в этой области не дошла до наших дней или, точнее, не известна исследователям.
Помимо собственного литературного творчества, В. К. Кюхельбекер занимался в Сибири сбором фольклорных материалов: народных песен, преданий, загадок, поговорок, образцов местного говора. Но и эти записи декабриста не сохранились, кроме одной-единственной «Баргузинской сказки», которая хранится в бумагах братьев Кюхельбекеров в Рукописном отделе Всесоюзной Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в Москве.

В дневнике В.К. Кюхельбекера мы встречаем записи о тяжелом физическом труде и материальных заботах, нахлынувших на нового поселенца. Запись от 11 сентября 1837 года: «Ездил по мох, физических сил кажется, у меня больше, чем когда я приехал. Теперь я гребу довольно исправно». 22 сентября 1837 года: «Сегодня я был на горе довольно высоко, искал своего быка… устал я, между прочим, как собака, и потерял свой кушак». (Избранные произведения В.К. Кюхельбекера. Том I. «Советский писатель», Москва-Ленинград. 1967 г.).

Вильгельм Карлович, ожидая приезда в Баргузин своей невесты Евдокии Тимофеевны Пушкиной (двоюродной сестры А.С. Пушкина), начал строить дом, но Евдокия Тимофеевна отказалась ехать в неизвестный и глухой край. Вероятно, что отказ послужил поводом для перемены его судьбы. Женился В.К. Карлович в 1837 году на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой.
Вильгельм Карлович в Баргузине прожил четыре года (1836-1840 гг.) и по ходатайству командира третьей пограничной казачьей сотни А.И. Разгильдеева, пригласившего его быть воспитателем детей, переехал в Акшу. В связи с этим в дневнике сделана запись: «Покинул я Баргузин, сижу в Итанце (ныне Турунтаево) у Оболенского. Расставание было тяжелое, но я должен был решиться на этот шаг».

